«Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной! Когда мои друзья со мной», — пел Большой детский хор Всесоюзного радио, а мы радостно подпевали. Но что делать тем, у кого песня вызывает грусть? Рассказываем, как помочь ребенку найти друзей.
Шарики, подарки и торт со свечами на день рождения любят все дети. Вот только некоторым некого пригласить на праздник. Почему так происходит?
Нередко причиной отсутствия друзей становятся родители, которые во всем чрезмерно контролируют, оберегают и подавляют самостоятельность. Они уверены, что лучше знают, чем ребенку заниматься и с кем дружить.
Их тоже можно понять: они ответственны за здоровье и воспитание. Поэтому не разрешают ребенку дружить с Васькой, бегающим по крышам гаражей и пробующим курить. Но как ребенок научится разбираться в людях и искать единомышленников, если ему даже не дают сделать собственные выводы?
К тому же запреты приводят только к желанию их нарушать. И тогда ребенок начинает дружить с Васькой назло строгим родителям. Ему может и не интересны гаражи и сигареты, но желание отстоять себя сильнее. Если же любой бунт подавляется и влечет жесткие санкции, ребенок может замкнуться в себе и «от греха подальше» не общаться ни с кем.
Бывает и так, что родители супердемократичны: дают свободу выбора увлечений, друзей и всего остального. Однако ребенок все равно остается один и не стремится исправить ситуацию. Связано это с личными особенностями: застенчивостью, замкнутостью и слабыми социальными навыками. Другие причины — агрессивность, неумение слушать и взаимодействовать с окружающими.
Дети бывают жестокими. Возможно, из-за каких-то особенностей над ребенком смеются и издеваются в школе. К дружбе это совсем не приводит, поэтому пригласить на день рождения ребенку некого. Найти друзей в классе тоже не получается, потому что дети боятся стать новыми жертвами буллинга. Возможен и другой вариант: ребенка мог обидеть близкий друг. После этого он замкнулся и решил вообще не заводить друзей, чтобы больше не расстраиваться.
Процесс не будет легким. И начать прежде всего стоит с ребенка. Попробуйте разобраться, что именно мешает ему найти друзей. Пообщайтесь с педагогами в школе — они наблюдают за детьми каждый день и могут видеть проблемы, о которых вы даже не догадываетесь. Собрав «фактуру», начинайте устранять причины, из-за которых ребенок остается в одиночестве.
Если причина в вашей гиперопеке, сбавьте обороты и дайте ребенку больше свободы. Не запрещайте дружить с Васькой, который вашему сыну «не пара». Вместо этого предложите ему самому решить, подходит ли он в качестве друга.
Например, сын хорошо учится, увлекается спортом или любит книги. А Васька ничем не интересуется и прогуливает школу. Объясните ребенку, что дружба во многом строится на общих интересах. Спросите, что общего у ребенка с Василием? Что интересного он может рассказать? Где та точка пересечения, которая делает хороших знакомых друзьями? Возможно, ребенок задумается и сам поймет, что общаться с Василием ему не о чем.
Позвольте ребенку под вашим присмотром провести время с новым другом. Если дети действительно слишком разные, Василий обязательно себя проявит и ребенок согласится с вашими доводами. Запомните, что запреты приводят к желанию делать назло. Когда их нет, то и бороться не за что. Ребенок сможет самостоятельно убедиться, что вы были правы. Кроме того, он получит опыт, после которого разбираться в людях будет легче. А значит, сможет найти друзей, действительно близких по духу и интересам.
Если же одиночество ребенка связано с личными качествами, то здесь поможет психолог. Он проработает как застенчивость, так и агрессивность. Расскажет, как развить социальные навыки и раскрыться. После этого ребенок станет более открытым и общительным, и друзья обязательно появятся.
То же самое касается буллинга: психолог поможет проработать травму и научиться противодействовать обидчикам. Дети любят «крутых» — тех, кто умеет постоять за себя и не реагирует на провокации. Они чувствуют внутреннюю силу такого человека и тянутся к нему, как к авторитету.
Крайний случай — перевод ребенка в другую школу и формирование «имиджа» с нуля. Процесс непростой, но необходимый для изменения сложной ситуации. Вы же не хотите, чтобы ребенок стал забитым и одиноким взрослым?
Важно развивать в ребенке навыки общения, начиная с простых: отвечать на приветствия, вопросы, поддерживать разговор. Можно развивать это качество в увлекательной форме: например, разыграть с ребенком ролевую игру, нарядившись в костюмы. Вы можете быть странником, который проезжал мимо замка и не мог найти дорогу. Ваша задача — научить ребенка взаимодействовать и проявлять эмпатию. Пусть странник расскажет, что потерялся и совсем выбился из сил. Смотрите на реакцию ребенка, направляйте его. Ребенок с хорошими социальными навыками посочувствует, предложит помощь и поможет найти дорогу. Если ребенок не знает, как реагировать, подскажите ему. Увидите, будет весело! А еще такой small talk и его принципы запомнятся ребенку, потому что игра проходила в увлекательной форме. В следующий раз он не будет теряться, если потенциальный друг заговорит с ним.
Важно не только уметь взаимодействовать на базовом уровне, но и работать в коллективе. Это значит, что нужно уметь слушать других, искать компромисс и отстаивать свою позицию. Обычно дети этому учатся в детском саду и школе. Если же ребенку пока не удается успешно работать в команде, научите его сами! Сделать это можно тоже в игровой форме.
Соберите группу своих друзей или всех членов семьи за викториной. Объединитесь в команды, где у каждого будет своя роль. Ведущий задает вопрос, а участники команд совещаются друг с другом, после чего капитан группы дает ответ. Пусть ребенок предлагает свои варианты ответов, спорит и уступает, если другим участникам удастся убедить его в неправоте. Так он научится работать в команде и взаимодействовать в группе, где могут быть потенциальные друзья.
Объясните ребенку, что никому не нравятся высокомерные люди, не умеющие просить прощения. И если он хочет найти хороших друзей, придется иногда признавать свою неправоту. Немаловажно и уметь идти навстречу, даже если прав. Расскажите, что иногда важнее сохранить тёплые отношения, нежели упрямо стоять на своем. Вместо этого стоит научиться объяснять свою позицию и с уважением относиться к мнению друга. Тогда удастся поддерживать дружеские отношения и не ссориться.
Люди тянутся к доброжелательным и открытым личностям, которые умеют принимать чужие особенности. Объясните ребенку, что нельзя обижать тех, кто отличается. Человек, умеющий найти подход к разным людям, всегда будет в окружении друзей.
Никому не понравятся несдержанность и излишняя эмоциональность, особенно в негативном ключе. Грубые слова, гнев, крик и тем более физическое воздействие отталкивают людей. Учите ребенка быть сдержанным и контролировать эмоции. Объясните ему, что всегда можно поделиться своими чувствами и разобраться в ситуации без негатива.
Общение предполагает диалог, а не монолог. Ребенок должен четко понимать, что хороший друг не только делится новостями или проблемами, но и умеет слушать. Учите ребенка правильной манере общения на своём примере: каждый вечер делитесь тем, как прошёл ваш день. Спрашивайте ребенка, чем занимался он, задавайте вопросы. Так у него сформируется правильная модель общения, которая поможет развить навыки коммуникации.
А проще всего найти друзей среди единомышленников! Как мы уже говорили, дружба во многом базируется на общих интересах. В МШП ребята учатся программировать, работают в команде и вместе создают проекты. Кто знает, во что это выльется? Может, в будущем они объединятся и создадут свою IT-компанию или просто останутся лучшими друзьями на всю жизнь.
Давайте к нам? Зарегистрируйтесь на вступительное испытание МШП, а мы поможем развить нужные качества для будущей карьеры и крепкой дружбы.
Другие статьи
Какой еще питон!? Дети должны подальше держаться от змей, скажете вы. Спокойно, иметь дело с рептилиями не придется. Python — это один из самых популярных и востребованных языков программирования в мире. Рассказываем, почему ребенку стоит его изучать.
Казалось бы, ему достаточно просто хорошо писать код. А вот и нет! Стереотипы о профессии вводят вас в заблуждение. Рассказываем, какими личными качествами должен обязательно обладать современный программист.
С какой проблемой чаще всего сталкиваются начинающие специалисты? С той, что без опыта не берут на работу, а без неё этот опыт не набрать. Выход есть — стажировки. Рассказываем, какие они бывают и как на них попасть.
Многие уверены, что будущему программисту нужно хорошо знать только математику и информатику, а физику — очень отдаленно. А вот и нет! В IT много сфер, где пригодится знание этой технической науки.
Программист — достаточно молодая профессия, которая появилась около 70 лет назад. Сегодня сфера активно развивается, появляются новые IT-направления и специализации. Но с чего же все началось? Рассказываем, кем были первые программисты и чем они занимались.
Где работают программисты? Кажется, что ответ очевиден — в IT-компаниях! Безусловно, а еще — почти во всех остальных сферах, включая церковь, космос и медицину. Рассказываем, где ещё пригодятся IT-знания.