Top.Mail.Ru
Личный кабинет +7 (495) 150-64-32

Как удерживать внимание учеников на оффлайн и онлайн-уроках: 7 лайфхаков

Внимание учащихся на уроке — вещь хрупкая: вот оно есть, а уже через 5 минут в классе гул. Что уж говорить про онлайн-занятия, на которых дети могут легко отвлечься на свои дела. Рассказываем о работающих способах привлечения внимания на оффлайн- и онлайн-уроках.

Большая разница

Казалось бы, карантин доказал, что очное обучение — не панацея. И если раньше люди относились к онлайн-образованию с недоверием, то сегодня дистанционные занятия стали привычными. В конце концов, какая разница, где получать знания? Для учителя и детей она колоссальна. И вот почему:

Оффлайн

Классическая форма обучения у нас в крови или в генетической памяти, если хотите. Поколения за поколениями дети учились в классах, а не из дома. Сама поездка на занятия уже дисциплинирует: ведь нужно спланировать время, собраться и доехать. Атмосфера аудитории тоже настраивает на нужный лад: мы понимаем, что оказались в этом месте не случайно, а с целью получить знания. Все это приводит к тому, что мозг настраивается на познавательную функцию. И пусть отвлекающие факторы вроде болтливого одноклассника никуда не убрать, мы все равно более сосредоточены на занятии.

Еще один важный момент — в классе учитель находится в личном контакте с учениками, привлечь внимание на уроке проще. Потому что он чувствует настроение учеников и действует интуитивно, отталкиваясь от опыта и ситуации. Это приводит к большей вовлеченности и лучшему освоению материала.

Онлайн

Атмосфера при учебе из дома обратная: она располагает к отдыху. Мозг воспринимает домашнюю обстановку как наиболее комфортную и расслабляющую. В нашем сознании дом — то место, куда мы приходим отдохнуть после сложного дня. И пусть карантин несколько изменил эту установку, внутренние ощущения никуда не делись. Поэтому сосредоточиться на онлайн-занятиях бывает сложнее. Для этого нужна самодисциплина, мотивация и искренняя заинтересованность в учебе.

Привлекать внимание школьников с экрана гораздо сложнее: педагог не чувствует личного контакта и не всегда видит, на что отвлекаются дети. Поэтому ему приходится придумывать разные способы, которые будут поддерживать вовлеченность учеников.

Это подтверждают и исследования: по данным опроса образовательной компании Maximum Education, 91% российских педагогов считают, что очное обучение эффективнее. При этом 80% учителей заявили, что могут организовать онлайн-уроки, хоть и сталкиваются с некоторыми проблемами.

В то же время онлайн-формат несет множество плюсов: можно преподавать из любой точки мира, не тратить время на дорогу и поддерживать комфортный темп обучения для каждого ученика. Кроме того, в условиях продолжающейся пандемии ни детям, ни педагогу не придется контактировать с большим количеством людей.

Как же удерживать внимание учеников при каждом формате? Вот 7 универсальных способов:

Сильный оратор

Один из самых важных и полезных навыков преподавания, который поможет при любом формате занятий, — ораторское мастерство. Ваша речь должна быть громкой, четкой и убедительной. От вас должна исходить уверенность в своих знаниях и намерении их передать.

Помочь в привлечении внимания на уроке должна и структурированная, плавная речь. Старайтесь не запинаться, избегайте повторений и тавтологии. Также очень важна «игра» голосом: меняйте интонацию и скорость. Постепенно наращивайте темп повествования, а потом резко снижайте, чтобы переключать внимание детей на новую информацию.

Начинайте каждый урок с короткого выступления, на котором будете рассказывать о теме и плане занятии, а также о его цели. Так вам будет проще дисциплинировать класс и помочь детям сконцентрироваться на материале.

учитель привлекает внимание на уроке

Поймай меня, если сможешь

Что веселит детей больше всего? Когда учителя ловят на ошибках! И это сыграет вам на руку и поможет удерживать внимание учеников на протяжении всего урока. Предупредите ребят перед занятием, что намерены сделать несколько ошибок на доске/в речи/условиях задания. Тогда они будут внимательно слушать вас в надежде «поймать». После каждой найденной ошибки благодарите учеников, чтобы у них закреплялась позитивная причинно-следственная связь: «я внимательно слушал и за это меня поощрили».

Тематический реквизит

«Мы же не в театре», — скажете вы. Безусловно! Вот только талантливый преподаватель должен быть не только грамотным педагогом, но и немного актером. Представьте, вы пришли на урок истории, а учитель сидит в костюме времен царской России. Захочется ли отвлекаться от того, что он говорит? Вряд ли.

Разумеется, мы немного утрируем — приобретать театральный реквизит не потребуется. Но вы легко можете добавить вещь, относящуюся к теме урока. Это может быть деталь одежды или предмет, который сразу привлечет внимание детей.

Например, на уроке литературы можно показать ученикам винтажную шкатулку и рассказать, что похожая была у героини книги, которую вы сейчас проходите. После этого можно предложить детям немного пофантазировать: какую метафорическую роль мог играть этот предмет в произведении?

Приятное с полезным

Немного отвлечься — тоже хороший способ привлечения внимания учащихся на уроках. Помните, как в школе были физкульт-минутки? Это помогало снизить уровень концентрации на занятии, чтобы потом повысить его ещё больше. Вы можете проводить свои «минутки»: делиться короткими историями из жизни, шутить, интересоваться мнением учеников по какому-то вопросу или даже делать настоящую мини-зарядку. Это поможет не только удержать внимание, но и завоевать симпатию.

Поменяйтесь местами

Лучше усваивается та информация, которую мы проговариваем вслух и объясняем другим. Договоритесь с учениками, что каждый урок один из них сможет на несколько минут побыть учителем. Он может объяснить простыми словами какой-нибудь термин или привести интересный факт, касающийся темы. Такой способ помогает добиться сразу нескольких результатов: удержать внимание, сплотить класс и повысить уровень вовлеченности детей.

Внезапный тест

Чтобы внимание учеников не рассеивалось, предупредите их, что в конце занятия проведете мини-тест из 3 вопросов по содержанию урока. Правильные ответы добавят детям баллов на контрольной работе или при выставлении итоговой оценки за предмет. Так ученики будут внимательно следить за уроком, чтобы ничего не упустить перед тестом. Этот способ не только дисциплинирует детей, но и помогает им тренировать наблюдательность.

Время дискуссии

Споры не только рождают истину, но и помогают дисциплинировать класс. Возьмите за правило иногда проводить дискуссии по пройденному материалу, в которых свое мнение сможет высказать каждый ученик. Задавайте темп обсуждения и направляйте детей, чтобы они самостоятельно приходили к правильным выводам. Формат дискуссии решает сразу несколько вопросов: вовлекает, удерживает внимание и помогает знаниям прочнее закрепиться.

Мечтаете об увлеченных и внимательных учениках? Тогда скорее переходите — hr.informatics.ru! Станьте частью команды Школы программистов МШП, которая уже больше 20 лет успешно готовит детей к большому IT-будущему.

Хочу поступить

Другие статьи

Все статьи