Top.Mail.Ru
Личный кабинет +7 (495) 150-64-32

Игра стоит свеч: почему игровая форма обучения — самая эффективная

Игра — величайшее изобретение человечества: она развлекает, учит и объединяет. Дисциплинирует и позволяет с легкостью запоминать сложные вещи, на которые могло уйти несколько часов зубрежки. Чем еще полезно обучение детей в игровой форме — в материале Школы программистов.

Задачи игровой формы обучения

Выучите параграф #12/теоремы/формулы/закон буравчика к следующему уроку…Как часто мы это слышали в детстве и как редко хотели провести вечер за зубрежкой? А главное, вспомним ли мы сейчас хоть что-нибудь из того, что так усердно учили?

Игровая форма обучения — полная противоположность «классических» способов закрепления знаний. Ее главная задача — помочь ребенку освоить важный материал легко и увлекательно. В этом и состоит концепция современного обучения в игровой форме. То, что ребенок зубрил несколько дней, забудется. А вот то, что освоил в игре — запомнится на всю жизнь.

Как это получается? Все дело в том, что игра — самый естественный вид деятельности для детей. Они воспринимают ее как полноценное и увлекательное занятие, благодаря которому познают мир и себя.

Вы удивитесь, но начинается «игра» уже с младенческого возраста. Погремушки становятся первыми игрушками, через которые ребенок изучает мир и развивает первые навыки: внимание, концентрацию, мелкую моторику. С возрастом игры становятся сложнее, как и навыки, усваиваемые детьми. А так как игра — любимое занятие ребенка, то закрепляются знания и навыки крепче.

В чем еще плюсы игры как формы организации обучения?

  • Помимо того, что познание мира через игру — естественное состояние для ребенка, это еще и очень весело. «Классическая» форма обучения же — шаблон, где ребенок «должен выучить». В игре он ничего не должен, но при этом охотно и легко запоминает информацию.

  • Во время игры ребенок может примерить на себя разные роли и при этом получить нужные знания в комфортной психологической обстановке. Его не вызывают к доске и не спрашивают перед всем классом, поэтому усвоение навыков проходит без стресса.

  • На уроке ребенок может сесть за последнюю парту и отмалчиваться. В игру же дети вовлекаются просто, да и отвечают гораздо охотнее.

  • Во время игры дети обмениваются мыслями, спорят и учатся работать в команде. Поэтому ребенок не только лучше усваивает знания, но и обретает навыки дискуссии и нетворкинга.

  • Игра вызывает у детей положительные эмоции, которые хорошо влияют на запоминание информации.

  • В игре у детей развиваются память, мышление, воображение. Дети раскрываются и учатся занимать активную позицию.

Виды игровых форм обучения на уроках

Их много, и их применение зависит от возраста детей, предмета и целей обучения. В целом среди основных можно выделить следующие виды игр:

Конкретный случай. Детям описывают случай, который теоретически мог произойти в их жизни. Их задача — предложить варианты решения проблемы/найти альтернативные решения и сравнить их с теми, которые были приняты. Обычно такая игра делится на несколько этапов:

  • Дети изучают случай. Цель данного этапа — понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения.

  • Ученики обрабатывают имеющуюся информацию. Во время второго шага они учатся добывать и оценивать данные, необходимые для разработки решений.

  • Далее школьники обмениваются мнениями. Задача этого этапа — научиться принимать альтернативные взгляды.

  • Каждая группа детей выносит от себя окончательное решение и «защищает» его. Здесь ребята учатся искать аргументы и отстаивать свои мысли перед другими.

  • В конце учитель рассказывает детям о том решении, которое было принято на практике. Ученики сопоставляют свои варианты с действительностью и делают выводы о том, чего могли не учесть.

Как такая игра выглядит в жизни? Например, дети пришли на урок по правоведению. Учитель рассказывает, что на днях в магазине его остановил охранник. Без видимых причин он хамским тоном потребовал, чтобы педагог продемонстрировал ему содержимое рюкзака. Имел ли он на это право? Как в такой ситуации должен повести себя учитель? А охранник? Каков порядок разрешения спора?

На все эти вопросы должны будут ответить ученики. В конце игры учитель расскажет, как он поступил, и почему именно такой порядок действий будет правомерным. Эта информация хорошо запомнится детям, которые никогда не позволят проводить досмотр личных вещей неуполномоченным лицам.

дети обучаются в игровой форме

Ролевая игра. Как говорится, «поставь себя на место» другого. Играя чью-то роль, дети лучше запоминают, как стоит себя вести в тех или иных ситуациях. В целом, этапы такой игры схожи с этапами предыдущей:

  • Учитель описывает детям теоретическую или реальную ситуацию из жизни. После этого он предлагает разыграть случай, где каждый ребенок сыграет какую-то роль.

  • Дети выбирают роли.

  • Ситуация обыгрывается, ученики показывают, как бы себя повели.

  • В конце учитель отмечает правильность их оценки ситуации и рассказывает, как все должно было быть на самом деле.

За примерами далеко ходить не надо: возьмем тот же урок правоведения. Допустим, ученик А. украл ручку у ученика Б. Одноклассники Б. — В. и Г. утверждают, что стали свидетелями кражи. В то же время ученик А. отрицает свою вину. Тогда ученик Б. подает на него в суд. Ребята распределяют роли, в которых Б. — истец, А. — ответчик, В. и Г. — свидетели, а Д. — судья. Дети должны будут рассказать, как будут действовать в теоретической ситуации, какие доказательства и доводы приведут суду. «Судья» же рассудит и вынесет решение. В конце учитель расскажет, в каких решениях дети были правы, а в каких нет. Так у школьников закрепятся знания по правоведению, и без зубрежки они будут понимать, какие доказательства могут быть весомы для суда.

Исследование. Как вы уже поняли, детям нравится примерять на себя роль взрослых и «принимать решения». Так же им нравится делать выводы и давать оценку. Поэтому ещё один вид игровой формы обучения — исследование. Оно может быть ситуативным (в классе) или практическим. Рассмотрим на примерах:

Допустим, дети только что закончили важную главу учебника. Перед контрольной можно предложить им придумать исследование о готовности к «зачету». Ученики могут сами составить викторину по главным параграфам главы и провести ее на уроке, поставив друг другу оценки. Чтобы было веселее, их можно разделить по командам: группа #1 проведёт викторину по первым двум параграфам, команда #2 — по третьему и четвертому, а #3 — по двум последним.

Другой вариант — каждый ребенок придумает свой вопрос, а остальные дети на него ответят. В конце он скажет правильный ответ и поставит одноклассникам оценки. Такая игра поможет ученикам вспомнить материал, подтянуть пробелы в знаниях и просто весело провести время. Правильные ответы легко вспомнятся на уроке, потому что запомнились не после «зубрежки», а после увлекательной игры с одноклассниками.

Практическое исследование тоже поможет детям лучше запомнить материал. Например, на уроке биологии ученики проходят бобовые культуры: их виды, свойства, порядок развития. Да, можно попросить учеников нарисовать в тетради цветными карандашами все этапы «взросления» фасоли, это тоже увлекательно.

Но ещё интереснее и увлекательнее — наблюдать за ними! Пусть дети проведут практическое исследование: возьмут фасоль, обернут ее во влажную салфетку и сами увидят и опишут, что будет происходить! В конце каждый ребенок поделится своими наблюдениями и сделает выводы, о которых сможет поспорить с одноклассниками. Уверены, после такого исследования ученики сдадут контрольную работу по бобовым на 5.

Проектный метод. Совмещает в себе классическую и игровую формы обучения. Основан на том, что сначала дети получают материал, а потом реализуют знания на практике — создают итоговый проект. Это может быть что угодно: викторина, загадки и даже игра, похожая на описанные выше. Но приведем пример из программирования.

Допустим, в IT-школе дети изучают язык программирования Scratch. Он относится к визуальным языкам с упрощенным синтаксисом, его можно освоить с 7 лет. Дети изучают структуру блочных языков, а потом создают игры и интерактивные истории. Под руководством учителя они могут делать это почти самостоятельно! Таким образом, совмещается «полезное с приятным»: сначала дети немного зубрят, а потом получают массу положительных эмоций, создавая свои первые проекты. Реакция закрепляется и на будущее: «Если я выучу необходимый материал, смогу создать то, что хочу».

Кроме того, на Scratch можно научиться создавать настоящих роботов! Для этого подойдут серии по программированию роботов от LEGO — Mindstorms EV3 и WeDo 2.0. Такие занятия позволяют ребенку наглядно изучить IT-технологии и развить пространственное мышление.

Как видите, закреплять знания и развивать мышление — не так сложно. Главное — чередовать классическую форму обучения с игровой. Тогда ученики будут осваивать необходимые навыки с удовольствием и без зубрежки. Ведь игра — не даром величайшее изобретение человечества. Она оставляет после себя не только положительные эмоции, но и крепкие знания на всю жизнь.

Хочу поступить

Другие статьи

Все статьи