Игра — величайшее изобретение человечества: она развлекает, учит и объединяет. Дисциплинирует и позволяет с легкостью запоминать сложные вещи, на которые могло уйти несколько часов зубрежки. Чем еще полезно обучение детей в игровой форме — в материале Школы программистов.
Выучите параграф #12/теоремы/формулы/закон буравчика к следующему уроку…Как часто мы это слышали в детстве и как редко хотели провести вечер за зубрежкой? А главное, вспомним ли мы сейчас хоть что-нибудь из того, что так усердно учили?
Игровая форма обучения — полная противоположность «классических» способов закрепления знаний. Ее главная задача — помочь ребенку освоить важный материал легко и увлекательно. В этом и состоит концепция современного обучения в игровой форме. То, что ребенок зубрил несколько дней, забудется. А вот то, что освоил в игре — запомнится на всю жизнь.
Как это получается? Все дело в том, что игра — самый естественный вид деятельности для детей. Они воспринимают ее как полноценное и увлекательное занятие, благодаря которому познают мир и себя.
Вы удивитесь, но начинается «игра» уже с младенческого возраста. Погремушки становятся первыми игрушками, через которые ребенок изучает мир и развивает первые навыки: внимание, концентрацию, мелкую моторику. С возрастом игры становятся сложнее, как и навыки, усваиваемые детьми. А так как игра — любимое занятие ребенка, то закрепляются знания и навыки крепче.
Помимо того, что познание мира через игру — естественное состояние для ребенка, это еще и очень весело. «Классическая» форма обучения же — шаблон, где ребенок «должен выучить». В игре он ничего не должен, но при этом охотно и легко запоминает информацию.
Во время игры ребенок может примерить на себя разные роли и при этом получить нужные знания в комфортной психологической обстановке. Его не вызывают к доске и не спрашивают перед всем классом, поэтому усвоение навыков проходит без стресса.
На уроке ребенок может сесть за последнюю парту и отмалчиваться. В игру же дети вовлекаются просто, да и отвечают гораздо охотнее.
Во время игры дети обмениваются мыслями, спорят и учатся работать в команде. Поэтому ребенок не только лучше усваивает знания, но и обретает навыки дискуссии и нетворкинга.
Игра вызывает у детей положительные эмоции, которые хорошо влияют на запоминание информации.
В игре у детей развиваются память, мышление, воображение. Дети раскрываются и учатся занимать активную позицию.
Их много, и их применение зависит от возраста детей, предмета и целей обучения. В целом среди основных можно выделить следующие виды игр:
Конкретный случай. Детям описывают случай, который теоретически мог произойти в их жизни. Их задача — предложить варианты решения проблемы/найти альтернативные решения и сравнить их с теми, которые были приняты. Обычно такая игра делится на несколько этапов:
Дети изучают случай. Цель данного этапа — понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения.
Ученики обрабатывают имеющуюся информацию. Во время второго шага они учатся добывать и оценивать данные, необходимые для разработки решений.
Далее школьники обмениваются мнениями. Задача этого этапа — научиться принимать альтернативные взгляды.
Каждая группа детей выносит от себя окончательное решение и «защищает» его. Здесь ребята учатся искать аргументы и отстаивать свои мысли перед другими.
В конце учитель рассказывает детям о том решении, которое было принято на практике. Ученики сопоставляют свои варианты с действительностью и делают выводы о том, чего могли не учесть.
Как такая игра выглядит в жизни? Например, дети пришли на урок по правоведению. Учитель рассказывает, что на днях в магазине его остановил охранник. Без видимых причин он хамским тоном потребовал, чтобы педагог продемонстрировал ему содержимое рюкзака. Имел ли он на это право? Как в такой ситуации должен повести себя учитель? А охранник? Каков порядок разрешения спора?
На все эти вопросы должны будут ответить ученики. В конце игры учитель расскажет, как он поступил, и почему именно такой порядок действий будет правомерным. Эта информация хорошо запомнится детям, которые никогда не позволят проводить досмотр личных вещей неуполномоченным лицам.
Ролевая игра. Как говорится, «поставь себя на место» другого. Играя чью-то роль, дети лучше запоминают, как стоит себя вести в тех или иных ситуациях. В целом, этапы такой игры схожи с этапами предыдущей:
Учитель описывает детям теоретическую или реальную ситуацию из жизни. После этого он предлагает разыграть случай, где каждый ребенок сыграет какую-то роль.
Дети выбирают роли.
Ситуация обыгрывается, ученики показывают, как бы себя повели.
В конце учитель отмечает правильность их оценки ситуации и рассказывает, как все должно было быть на самом деле.
За примерами далеко ходить не надо: возьмем тот же урок правоведения. Допустим, ученик А. украл ручку у ученика Б. Одноклассники Б. — В. и Г. утверждают, что стали свидетелями кражи. В то же время ученик А. отрицает свою вину. Тогда ученик Б. подает на него в суд. Ребята распределяют роли, в которых Б. — истец, А. — ответчик, В. и Г. — свидетели, а Д. — судья. Дети должны будут рассказать, как будут действовать в теоретической ситуации, какие доказательства и доводы приведут суду. «Судья» же рассудит и вынесет решение. В конце учитель расскажет, в каких решениях дети были правы, а в каких нет. Так у школьников закрепятся знания по правоведению, и без зубрежки они будут понимать, какие доказательства могут быть весомы для суда.
Исследование. Как вы уже поняли, детям нравится примерять на себя роль взрослых и «принимать решения». Так же им нравится делать выводы и давать оценку. Поэтому ещё один вид игровой формы обучения — исследование. Оно может быть ситуативным (в классе) или практическим. Рассмотрим на примерах:
Допустим, дети только что закончили важную главу учебника. Перед контрольной можно предложить им придумать исследование о готовности к «зачету». Ученики могут сами составить викторину по главным параграфам главы и провести ее на уроке, поставив друг другу оценки. Чтобы было веселее, их можно разделить по командам: группа #1 проведёт викторину по первым двум параграфам, команда #2 — по третьему и четвертому, а #3 — по двум последним.
Другой вариант — каждый ребенок придумает свой вопрос, а остальные дети на него ответят. В конце он скажет правильный ответ и поставит одноклассникам оценки. Такая игра поможет ученикам вспомнить материал, подтянуть пробелы в знаниях и просто весело провести время. Правильные ответы легко вспомнятся на уроке, потому что запомнились не после «зубрежки», а после увлекательной игры с одноклассниками.
Практическое исследование тоже поможет детям лучше запомнить материал. Например, на уроке биологии ученики проходят бобовые культуры: их виды, свойства, порядок развития. Да, можно попросить учеников нарисовать в тетради цветными карандашами все этапы «взросления» фасоли, это тоже увлекательно.
Но ещё интереснее и увлекательнее — наблюдать за ними! Пусть дети проведут практическое исследование: возьмут фасоль, обернут ее во влажную салфетку и сами увидят и опишут, что будет происходить! В конце каждый ребенок поделится своими наблюдениями и сделает выводы, о которых сможет поспорить с одноклассниками. Уверены, после такого исследования ученики сдадут контрольную работу по бобовым на 5.
Проектный метод. Совмещает в себе классическую и игровую формы обучения. Основан на том, что сначала дети получают материал, а потом реализуют знания на практике — создают итоговый проект. Это может быть что угодно: викторина, загадки и даже игра, похожая на описанные выше. Но приведем пример из программирования.
Допустим, в IT-школе дети изучают язык программирования Scratch. Он относится к визуальным языкам с упрощенным синтаксисом, его можно освоить с 7 лет. Дети изучают структуру блочных языков, а потом создают игры и интерактивные истории. Под руководством учителя они могут делать это почти самостоятельно! Таким образом, совмещается «полезное с приятным»: сначала дети немного зубрят, а потом получают массу положительных эмоций, создавая свои первые проекты. Реакция закрепляется и на будущее: «Если я выучу необходимый материал, смогу создать то, что хочу».
Кроме того, на Scratch можно научиться создавать настоящих роботов! Для этого подойдут серии по программированию роботов от LEGO — Mindstorms EV3 и WeDo 2.0. Такие занятия позволяют ребенку наглядно изучить IT-технологии и развить пространственное мышление.
Как видите, закреплять знания и развивать мышление — не так сложно. Главное — чередовать классическую форму обучения с игровой. Тогда ученики будут осваивать необходимые навыки с удовольствием и без зубрежки. Ведь игра — не даром величайшее изобретение человечества. Она оставляет после себя не только положительные эмоции, но и крепкие знания на всю жизнь.
Другие статьи
Внимание учащихся на уроке — вещь хрупкая: вот оно есть, а уже через 5 минут в классе гул. Что уж говорить про онлайн-занятия, на которых дети могут легко отвлечься на свои дела. Рассказываем о работающих способах привлечения внимания на оффлайн- и онлайн-уроках.
Кто такие программисты? Это люди, которые обитают в серверной и пишут код, умеют перезапускать Windows и чинить ПК — такой стереотип сидит в головах у многих. Однако все гораздо интереснее! IT — очень широкая сфера, и в ней множество профессий. Рассказываем, как помочь ребенку выбрать свою IT-специализацию.
Игры — величайшее изобретение человечества. Они помогают не только хорошо проводить время, но и учиться программированию. Рассказываем, какие из них будут полезны.
Некоторые эксперты и футурологи не раз высказывали опасение, что в ближайшем будущем программисты станут не нужны. Рассказываем, почему их прогнозы далеки от реальности.
Все знают Билла Гейтса, Павла Дурова и Марка Цукерберга, но они ведь не единственные талантливые айтишники? Приводим ТОП-10 известных программистов современности, которые навсегда вошли в историю IT.
«Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной! Когда мои друзья со мной», — пел Большой детский хор Всесоюзного радио, а мы радостно подпевали. Но что делать тем, у кого песня вызывает грусть? Рассказываем, как помочь ребенку найти друзей.