Top.Mail.Ru
Личный кабинет +7 (495) 150-64-32

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно — без напоминаний, слёз и ссор

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно — без напоминаний, слёз и ссор

«Прихожу с работы домой – за уроки, конечно же, никто так и не садился. С ног валюсь, голова уже ничего не соображает, хочется просто спокойно поужинать и лечь отдохнуть. А приходится постоянно стоять на душой и гавкать, как собака на проезжающие машины.

Контролирую всё, до победного, иначе точно что-то не сделает. И будет завтра опять в дневнике пестрить: «не готов к уроку. Все наши ссоры только из-за этих уроков. Даже портфель — и тот не может собрать без моей помощи. То дневник забудет, то ручку, то учебник. И ведь не глупый же, может сам. Почему не делает?».

Это рассказ мамы пятиклассника с одного из родительских форумов. Узнаете себя? 

Если школьник не может без мамы или папы сесть за уроки, собрать портфель, убрать свои вещи, помыть за собой тарелку, вовремя выйти в школу — это тревожный звоночек для родителей. Ваш ребенок растет несамостоятельным. И, скорее всего, ему нужно помочь. Или, наоборот, не мешать — иногда это тоже очень важно.

Так как же сделать ребёнка самостоятельным? Чтобы он сам соблюдал режим, мог вовремя отложить телефон и сесть за учебник без напоминаний, слёз и ссор.

Начнём с хорошей новости: самостоятельность — это не черта характера, а навык, который можно развивать. А ещё самостоятельность — это не только про успешную учебу. Это и про уверенность в себе, внимание, самоконтроль, способность ставить цели и добиваться их.

Дети учатся быть самостоятельными, как только делают свои первые шаги. В своей книге «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности», семейный и детский психолог Елизавета Филоненко даёт рекомендации на каждый возраст ребенка:

1,5–3 года: ребенок через наблюдение за родителями должен научиться самостоятельно пить, есть, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену. Уже здесь маме и папе важно поддерживать ребенка во всех начинаниях и давать свободу действий. Например, если он собирает кубики – не навязывать другую игру. На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней.

3-5 лет: возраст «я сам», когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и независимости от родителей. Поэтому важно в данный период научить малыша принимать решения, нести ответственность за свои действия. Можно поручать ребенку простые дела: покормить кота, порезать, налить себе воды, полить цветы.

Самостоятельность нужна для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением: надеть неудобные кроссовки, впервые застегнуть пуговицу. В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата.

6–8 лет: возраст, когда навыки самостоятельности и концентрации особенно важны, потому что начинается школьная учеба. В этот период формируется самостоятельность и в бытовых делах. Ребенок может сам следить за чистотой в своей комнате, помогать родителям в приготовлении еды. Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за бытовые дела, становятся требовательными, нетерпимыми, склонными к депрессивным переживаниям и расстройствам. А самостоятельность — рождает уверенность в себе и желание действовать, достигать, получать радость от результатов.

9–11 лет: в этом возрасте ребенок уже более осознанный, умеет принимать решения, понимает причинно-следственные связи. Быть самостоятельным — это тоже его выбор. Важно не перебарщивать с контролем, а, наоборот, показывать, что вы доверяете ребенку. Спросите один раз: «Ты уже сделал уроки?». Если школьник ответит «Да», не перепроверяйте за ним тетради. Лучше скажите: «Хорошо, я тебе верю. Молодец, что ты такой самостоятельный и ответственный».

Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия, он должен их увидеть и оценить. Если вы будете делать уроки за него — он никогда не узнает, что такое «двойка», как неприятно её получать и как порой сложно её исправить.

Важно научить школьника самому контролировать время пребывания в гаджетах. Но для начала вместе определите и согласуйте время для игр и скроллинга соцсетей в смартфоне.

С 12 лет: в этом возрасте ребенок нуждается в свободе действий и принятия решений. Если родители до этого поддерживали инициативы школьника, не критиковали, не опекали чрезмерно, позволяли совершать ошибки — у ребенка к этому возрасту сформируется самостоятельность. Он легко сможет решать сам многие задачи, брать на себя ответственность, не бояться провалов, ставить цели и достигать их.

И в этом возрасте самостоятельная учеба ребенка связана с передачей ему ответственности за выполнение домашнего задания. Делается это по двум направлениям:
1. Как организована работа: где школьник делает уроки, когда начинает приступать, сколько времени отводит на «домашку», с какого предмета начинает.
2. Контроль результата: в полном ли объеме выполнено д/з, насколько качественно, точно, верно.

Лучше начать с блока №2, потому что ребенок уже понимает, что от него требуется и как выполнить задания. Далее можно подсказать школьнику, как выполнить работу более эффективно, вместе провести работу над ошибками. Постепенно и этот блок ответственности важно возложить на ребенка, то есть постараться проверять «домашку» реже: через день, через неделю, пока полностью не передадите контроль за выполнением работы вашему ребенку.

В Московской школе программистов большое внимание уделяется формированию личности ребёнка, в том числе развитию самостоятельности. Вот лишь несколько механик, которые используют наши преподаватели и которые будут полезны родителям:

1. После объяснения материала уделяем внимание каждому ученику, если это необходимо — повторяем изученное. А вот помогаем ребенку решать задание только в том случае, если он сам попросит – важно дать возможность школьнику проявить себя.

2. Предлагаем ребенку влиять на ход проведения занятия: самостоятельно выбирать задания для выполнения на практике и порядок их решения.

3. В объяснении материала используем приемы сторителлинга – то есть рассказываем детям истории: из жизни, книг или мультфильмов. Это одновременно помогает усваивать сложные темы и развивать образное мышление школьника.

4. Просим ребенка высказывать свое мнение по разным ситуациям, оставлять конструктивные отзывы о занятиях, подводить итоги своей работы.

5. Создаем позитивную среду. Четко прописываем критерии оценки задания и доносим их детям. Организовываем работу через договоренности: в постановке правил дети понимают, для чего эти правила нужны, и в моменте, когда их нарушают — преподаватель не ругает, а напоминает о важности соблюдения договоренностей.

В МШП дети получают достаточно свободы, стремятся познавать мир, учатся сами принимать решения, делать выбор, брать на себя ответственность. Развивают внимание, усидчивость, уверенность в себе, способность ставить цели и достигать их.

Поэтому наши ученики не только выигрывают Всероссийские и Международные олимпиады, разрабатывают востребованные программы и софты, являются сотрудниками ведущих IT-компаний: Яндекс, VK, Сбер, Kaspersky Lab и др.. Но и вырастают сильными, самостоятельными и самодостаточными личностями, готовыми к жизни в постоянно меняющемся мире.

Хочу поступить

Другие статьи

Все статьи
Записаться в школу