Как научить ребенка делать уроки самостоятельно — без напоминаний, слёз и ссор
«Прихожу с работы домой – за уроки, конечно же, никто так и не садился. С ног валюсь, голова уже ничего не соображает, хочется просто спокойно поужинать и лечь отдохнуть. А приходится постоянно стоять на душой и гавкать, как собака на проезжающие машины.
Контролирую всё, до победного, иначе точно что-то не сделает. И будет завтра опять в дневнике пестрить: «не готов к уроку. Все наши ссоры только из-за этих уроков. Даже портфель — и тот не может собрать без моей помощи. То дневник забудет, то ручку, то учебник. И ведь не глупый же, может сам. Почему не делает?».
Это рассказ мамы пятиклассника с одного из родительских форумов. Узнаете себя?
Если школьник не может без мамы или папы сесть за уроки, собрать портфель, убрать свои вещи, помыть за собой тарелку, вовремя выйти в школу — это тревожный звоночек для родителей. Ваш ребенок растет несамостоятельным. И, скорее всего, ему нужно помочь. Или, наоборот, не мешать — иногда это тоже очень важно.
Так как же сделать ребёнка самостоятельным? Чтобы он сам соблюдал режим, мог вовремя отложить телефон и сесть за учебник без напоминаний, слёз и ссор.
Начнём с хорошей новости: самостоятельность — это не черта характера, а навык, который можно развивать. А ещё самостоятельность — это не только про успешную учебу. Это и про уверенность в себе, внимание, самоконтроль, способность ставить цели и добиваться их.
Дети учатся быть самостоятельными, как только делают свои первые шаги. В своей книге «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности», семейный и детский психолог Елизавета Филоненко даёт рекомендации на каждый возраст ребенка:
1,5–3 года: ребенок через наблюдение за родителями должен научиться самостоятельно пить, есть, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену. Уже здесь маме и папе важно поддерживать ребенка во всех начинаниях и давать свободу действий. Например, если он собирает кубики – не навязывать другую игру. На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней.
3-5 лет: возраст «я сам», когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и независимости от родителей. Поэтому важно в данный период научить малыша принимать решения, нести ответственность за свои действия. Можно поручать ребенку простые дела: покормить кота, порезать, налить себе воды, полить цветы.
Самостоятельность нужна для формирования характера ребёнка. Любое действие на начальном этапе связано с преодолением: надеть неудобные кроссовки, впервые застегнуть пуговицу. В таких преодолениях формируются волевые качества, которые помогают делать то, что не очень хочется, ради конечного результата.
6–8 лет: возраст, когда навыки самостоятельности и концентрации особенно важны, потому что начинается школьная учеба. В этот период формируется самостоятельность и в бытовых делах. Ребенок может сам следить за чистотой в своей комнате, помогать родителям в приготовлении еды. Дети, которым родители не передают всё больше ответственности за бытовые дела, становятся требовательными, нетерпимыми, склонными к депрессивным переживаниям и расстройствам. А самостоятельность — рождает уверенность в себе и желание действовать, достигать, получать радость от результатов.
9–11 лет: в этом возрасте ребенок уже более осознанный, умеет принимать решения, понимает причинно-следственные связи. Быть самостоятельным — это тоже его выбор. Важно не перебарщивать с контролем, а, наоборот, показывать, что вы доверяете ребенку. Спросите один раз: «Ты уже сделал уроки?». Если школьник ответит «Да», не перепроверяйте за ним тетради. Лучше скажите: «Хорошо, я тебе верю. Молодец, что ты такой самостоятельный и ответственный».
Если ребёнок отказывается выполнять свои обязанности, для него должны наступить естественные или логические последствия, он должен их увидеть и оценить. Если вы будете делать уроки за него — он никогда не узнает, что такое «двойка», как неприятно её получать и как порой сложно её исправить.
Важно научить школьника самому контролировать время пребывания в гаджетах. Но для начала вместе определите и согласуйте время для игр и скроллинга соцсетей в смартфоне.
С 12 лет: в этом возрасте ребенок нуждается в свободе действий и принятия решений. Если родители до этого поддерживали инициативы школьника, не критиковали, не опекали чрезмерно, позволяли совершать ошибки — у ребенка к этому возрасту сформируется самостоятельность. Он легко сможет решать сам многие задачи, брать на себя ответственность, не бояться провалов, ставить цели и достигать их.
И в этом возрасте самостоятельная учеба ребенка связана с передачей ему ответственности за выполнение домашнего задания. Делается это по двум направлениям:
1. Как организована работа: где школьник делает уроки, когда начинает приступать, сколько времени отводит на «домашку», с какого предмета начинает.
2. Контроль результата: в полном ли объеме выполнено д/з, насколько качественно, точно, верно.
Лучше начать с блока №2, потому что ребенок уже понимает, что от него требуется и как выполнить задания. Далее можно подсказать школьнику, как выполнить работу более эффективно, вместе провести работу над ошибками. Постепенно и этот блок ответственности важно возложить на ребенка, то есть постараться проверять «домашку» реже: через день, через неделю, пока полностью не передадите контроль за выполнением работы вашему ребенку.
В Московской школе программистов большое внимание уделяется формированию личности ребёнка, в том числе развитию самостоятельности. Вот лишь несколько механик, которые используют наши преподаватели и которые будут полезны родителям:
1. После объяснения материала уделяем внимание каждому ученику, если это необходимо — повторяем изученное. А вот помогаем ребенку решать задание только в том случае, если он сам попросит – важно дать возможность школьнику проявить себя.
2. Предлагаем ребенку влиять на ход проведения занятия: самостоятельно выбирать задания для выполнения на практике и порядок их решения.
3. В объяснении материала используем приемы сторителлинга – то есть рассказываем детям истории: из жизни, книг или мультфильмов. Это одновременно помогает усваивать сложные темы и развивать образное мышление школьника.
4. Просим ребенка высказывать свое мнение по разным ситуациям, оставлять конструктивные отзывы о занятиях, подводить итоги своей работы.
5. Создаем позитивную среду. Четко прописываем критерии оценки задания и доносим их детям. Организовываем работу через договоренности: в постановке правил дети понимают, для чего эти правила нужны, и в моменте, когда их нарушают — преподаватель не ругает, а напоминает о важности соблюдения договоренностей.
В МШП дети получают достаточно свободы, стремятся познавать мир, учатся сами принимать решения, делать выбор, брать на себя ответственность. Развивают внимание, усидчивость, уверенность в себе, способность ставить цели и достигать их.
Поэтому наши ученики не только выигрывают Всероссийские и Международные олимпиады, разрабатывают востребованные программы и софты, являются сотрудниками ведущих IT-компаний: Яндекс, VK, Сбер, Kaspersky Lab и др.. Но и вырастают сильными, самостоятельными и самодостаточными личностями, готовыми к жизни в постоянно меняющемся мире.
Другие статьи
Как световой день влияет на обучение?
В августе, хоть это ещё и летний месяц, отчётливо чувствуется приближение осени, и солнце садится все раньше. Для многих школьников это может стать настоящим испытанием. Уменьшение светового дня влияет на физическое и эмоциональное состояние, что, в свою очередь, сказывается на успеваемости. Важно понимать, как именно этот фактор влияет на учебный процесс и что можно сделать, чтобы минимизировать его негативные последствия.
В наше время программирование стало одним из самых востребованных навыков. Люди стремятся освоить его, чтобы получить интересную работу, начать собственный бизнес или просто развивать вычислительное мышление.
Вычислительное мышление учит формулировать проблему, искать решение и анализировать его. Программирование — часть вычислительного мышления и самый эффективный способ его освоить ✅
Когда речь заходит о видеоиграх и детях, многие родители беспокоятся о времени, проведённом за экраном. Однако, не все игры одинаковы, и одна из них — Minecraft — может стать мощным инструментом для обучения детей программированию
Стоит ли обучать детей программированию с 10 лет
Обучение детей программированию с 10 лет имеет множество позитивных сторон и может быть весьма полезным для их общего развития.
Вот несколько аргументов, поддерживающих решение начать обучение программированию в таком возрасте.
Ребенок на курсах по программированию закладывает мощный фундамент для своего будущего. Даже если он не свяжет жизнь с кодингом (написанием кода на разных языках программирования), полученные знания пригодятся во многих IT-профессиях, таких как маркетолог, аналитик, редактор, дизайнер.
Цифровизация мира идет бешеными темпами, найти сферу, куда еще не проникли компьютерные технологии, мало реально, как и найти работу без хотя бы базовой компьютерной грамотности.
Когда стоит начинать обучать ребенка азам работы в digital?