Открывая школу программирования, Сергей Шедов решил давать детям специальность, которая будет востребована через 10–15 лет. Сейчас его преподаватели обучают робототехнике, анализу больших данных и разработке искусственного интеллекта.
На днях команда Московской школы программистов взяла золото в старшей подгруппе на Всемирной олимпиаде по робототехнике (WRO), проходившей в Венгрии. Она единственная из 83 команд-финалистов выполнила задания каждого из двух дней соревнований на максимальный балл. Призовые места на состязаниях самого высокого уровня для учащихся Московской школы программистов не в новинку: например, в 2016 году ее команда завоевала серебро на международной олимпиаде по информатике IOI. Выпускники работают в «Яндексе», Google, Facebook, Apple, Microsoft, Мail.Ru и «Лаборатории Касперского». Тем интереснее, что она была основана обычным учителем информатики из Мытищ и долгое время существовала без каких-либо крупных бюджетов.
Сегодня в Московской школе программистов пять отделений в Москве, а также в Мытищах, Королеве, Пушкино и Щелково. Есть и онлайн-занятия, в которых принимают участие школьники из 300 городов России. Выручка предприятия за прошлый учебный год составила 240 млн руб., прибыль — 25 млн руб.
«Жюри ищет Мытищи на карте»
В 1991 году десятиклассник Сергей Шедов забросил занятия музыкой и начал изучать информатику. Родители купили сыну компьютер, но без монитора — на него денег не хватило. Ждать сил не было, и подросток начал писать программы на Basic по учебнику вслепую, ориентируясь на гудки и щелчки, которыми системный блок отмечал ошибки компиляции. Когда Шедов поступил на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, его интернет-проект, сайт фан-клуба популярного в те годы фантастического сериала «Вавилон 5», какое-то время замыкал топ-5 сайтов Рунета, на одну позицию опережая Mail.Ru.
Однако, начав работать программистом в офисе, Шедов довольно скоро затосковал. Спас звонок бывшей учительницы информатики: она предложила преподавать в родной мытищинской школе. «И в один прекрасный день я ушел туда. Для родителей это была трагедия: была зарплата $1000, стала $50. На интернет хватает, сказал я, а больше мне ничего и не надо», — вспоминает Шедов.
В 2000 году молодой учитель повез школьников на региональную олимпиаду по информатике в Киров, и его дети не справились с заданиями, поскольку сильной математики в городе не было. «Я плохо спал, все думал, что можно сделать, — делится он, — и решил открыть в городе школу, где можно будет глубоко изучать программирование и сопутствующие науки». Шедов заразил идеей еще двух учителей, и в 2001 году на базе его школы заработал городской факультатив на общественных началах.
В полноценную частную школу это начинание выросло лишь шесть лет спустя, когда Шедов зарегистрировал частное учреждение дополнительного образования. «Мы взяли в аренду помещение, а компьютеры нам помог приобрести спонсор — Сергей Андреев, который в то время был гендиректором Abbyy. Мы ему благодарны и по сей день, — рассказывает Шедов. — Сергей и сам возил свою дочь заниматься программированием к нам, в Мытищи, несмотря на то что она училась в одной из элитных спецшкол Москвы».
«Открытие школы чуть не стало мегафейлом, — смеется Шедов. — В марте 2001 года проводились выборы в местную администрацию — как раз в тот день, когда у нас был вступительный экзамен. В школе выборы, а я уже объявления развесил по всему городу и всем учителям информатики рассказал. Менять что-то поздно. Долго думал, что делать, в итоге встал на крыльце школы и спрашивал каждого, на выборы он идет или на экзамен. Если, мол, на экзамен, то приходите через две недели. Родители задавали вопросы, я увлеченно рассказывал». Начали подходить и интересоваться и те, кто шел на выборы. В результате народу на экзамен пришло вдвое больше ожидаемого.
Из них отобрали первый курс — 30 семиклассников, две группы по 15 человек. Факультативу выделили компьютерный класс мытищинского лицея № 23. Помещение было в плачевном состоянии, и летом будущие преподаватели съездили на строительный рынок за материалами и сделали ремонт.
В 2003 году команда Шедова победила на всероссийской олимпиаде в Санкт-Петербурге. «Там спецшколы из Москвы, Питера, Саратова приехали, а на первом месте — мы. Ко мне член жюри подходит: «Сергей, все жюри ищет на карте, где находятся Мытищи», — вспоминает Шедов.
Специалисты для будущего
Довольно долго школа работала только в родном городе предпринимателя. Сам он сравнивает это время с размеренной жизнью хоббита в уютном Шире. Ученики ездили на российские олимпиады, брали призовые места. Наведывались чиновники, бизнесмены и представители ИТ-компаний.
До 2014 года Шедов, по собственному признанию, и не думал масштабировать бизнес. Решили дело два фактора: появление множества школ-конкурентов и запросы от родителей из других городов. Их стало особенно много, когда в 2014 году школа начала принимать детей со второго по пятый класс. Осознавая, что ему катастрофически не хватает знаний об управлении бизнесом, Шедов поступил в Оксфорд на двухгодичную программу MBA. По его словам, ему очень помогли не только профессора, но и одногруппники: на каждой очередной встрече его теребили, спрашивая, что нового он сделал, напоминали о планах открыть очередное отделение.
В 2014 году отделения школы открылись в Королеве и Пушкино, чуть позже — в Москве, Щелково и Долгопрудном. «Сначала преподаватели приходили как совместители. Для любого заинтересованного учителя возможность давать знания, выходящие за рамки школьной программы, — уже огромная мотивация. Со временем преподаватели, видя, что зарплаты у нас не ниже, чем в обычных школах, стали переходить в штат», — объясняет Шедов.
Основатель с самого начала отказался от модели спецшколы, предполагавшей жесткий отбор талантливых детей, из которых делают топовых программистов. «Фактически я скрестил две знакомые мне сущности — музыкальную школу и ВМК, — говорит он. — От факультета взял принцип спецкурсов, от музыкальной школы — идею, что в один и тот же предмет можно заходить по-разному: с точки зрения сольфеджио, музыкальной литературы, специальности. ИТ тоже можно разложить на спектр и давать его детям по отдельным «цветам». Например, шестиклассник в первый год обучения изучает основы языка программирования Python, форматы данных и мобильную разработку, а на втором году, после того как основы языка пройдены, он переходит к изучению алгоритмов на Python, основ дискретной математики, разработки приложений с графическим интерфейсом. «Дисциплины связаны в цепочки, которые мы называем треками. Цепочки могут разветвляться, а потом снова сходиться», — объясняет Шедов.
В отличие от многих школ, которые учат детей востребованным языкам программирования, Шедов решил сделать акцент на подготовке по дисциплинам, которые считаются наиболее важными для Индустрии 4.0: на интернете вещей, искусственном интеллекте, больших данных, кибербезопасности, блокчейне и т.п. «Все эти предметы нельзя просто так взять и изучить с наскока. Требуется колоссальный объем предварительных знаний и умений», — поясняет Шедов. Среди конкретных курсов школы, например, программирование чат-ботов, технологии обработки больших массивов данных, разработка блокчейн-приложений, введение в компьютерное зрение, создание мобильных роботов — всего 82 курса.
Дети и родители обязательно проходят личное собеседование. На нем методист не только убеждается в том, что ребенок действительно хочет учиться, но и утрясает с родителями его расписание. «Сейчас почти все школьники ходят на дополнительные занятия, поэтому мы, можно сказать, конкурируем за время ребенка: кто лучше это время займет, к тому родители и отведут, — поясняет Шедов. — На рынке много предложений, и ты должен нести какую-то ценность».
Кадровый вопрос
Сегодня в сети школ девять отделений, а количество учащихся с 2013 года выросло в десять раз — с 400 до 4000 человек (30% учатся онлайн). По словам Шедова, один из самых сложных моментов в его бизнесе — подбор преподавателей. Важно не просто набрать хороших специалистов, а создать атмосферу магии обучения, чтобы ребенок шел в школу так, словно она Хогвартс. Любая другая мотивация (родители, карьерные перспективы) на ребенка не действует. «В седьмом классе к нам в школу на год пришел новый географ, который увлекался рыбками. Вся школа стала заводить рыбок. Он ушел, и все сразу забросили аквариумы, — вспоминает Шедов. — Сколько бы хорошего дорогого оборудования ты ни поставил, достигают результатов в первую очередь школьники, у которых педагог заряжен».
Найти хорошего преподавателя непросто: нужен айтишник и учитель в одном лице. «Если это будет просто программист, то неизвестно, кто от кого быстрее убежит: он от детей или дети от него, — поясняет Шедов. — А хорошему преподавателю нужно глубоко знать область, которую он преподает. Из 300 кандидатов, приславших резюме, только один становится нашим преподавателем».
На собеседовании соискатель должен объяснить, почему он хочет преподавать, имея зарплату айтишника. Если он, например, хочет подтянуть навыки публичных выступлений, а через год уйти, ему отказывают. Прошедшие интервью обучаются во внутреннем учебном центре школы, а потом держат экзамен в форме открытого урока перед методистами, которые изображают детей: то начинают играть в мобильник со звуком, то пытаются сорвать занятие. «Если после каждого занятия молодая преподавательница будет выходить в коридор и плакать, потому что у нее нервный срыв, ей лучше в образовании не работать. Я против экспериментов на детях. Может, через десять лет она станет педагогом, но что будет все эти десять лет с теми, кого она учит?» — иронизирует Шедов.
Сейчас в школе 190 сотрудников. Из 110 преподавателей (большинство их в штате), многие — выпускники школы. Например, Аким Кумок, ныне сотрудник Google, ведет из Кремниевой долины онлайн-курс по проектированию современных алгоритмов. В команде 20 методистов и 15 разработчиков.
Силами последних в 2013 году была создана образовательная система Informatics, которую можно запустить из браузера с любого устройства. Система сопровождает ученика от подачи заявки на вступительный экзамен в школу до генерации выпускного свидетельства, реализованного в 2017 году в формате блокчейн — впервые для российского учебного заведения. С появлением нового функционала школьники стали гораздо чаще выполнять домашние задания, ведь теперь можно решать задачи даже с телефона, рассказывает Шедов.
Прочный фундамент
Школа набирает детей не по мере обращения желающих, как во многих других образовательных проектах, а на целый учебный год. «Курсов, на которых обещают за две недели научить искусственному интеллекту, много, и они вовсе не бесполезны: благодаря им можно познакомиться с темой и, если заинтересовался, прийти к нам. Но мы даем именно фундаментальное ИТ-образование, поэтому краткосрочных программ у нас нет», — считает Шедов. По этой же причине 11-классников он уже не берет: за один год научить программированию нельзя, убежден предприниматель. Стоимость обучения в месяц (четыре академических часа в неделю) — от 4300 руб. онлайн до 8900 руб. очно.
Занятия для 11-классников проходят при участии лидеров индустрии: в направлении машинного обучения школа сотрудничает с ВШЭ, блокчейна — с технопарком МФТИ, промышленного программирования — с «Яндексом». Компьютерные игры в школе запрещены, а вот общение и совместные проекты поощряются — для этого в каждом отделении оборудованы зоны коворкинга.
Недостатка в желающих учиться, по словам Шедова, пока не было: дети всегда интересовались компьютерами, а родители уже в начале нулевых понимали, что карьера в ИТ обеспечит ребенку будущее. Впрочем, иногда детей приводили и со словами: «Пожалуйста, возьмите его, ребенок во дворе гуляет непонятно с кем, а вот с вашими программистами пообщается — глядишь, и за ум возьмется». Поэтому до начала расширения бизнеса его глава не задумывался о рекламе. «Выбирая университет, ты ведь не смотришь контекстную рекламу. Вот почему для нас очень важна репутация». В Мытищах рекламы школа по-прежнему не дает, там она и так известна. А вот в других городах использует все возможные каналы: интернет-рекламу, контекстную рекламу, соцсети, в частности популярную у детей «ВКонтакте».
Предложение на рынке обучения программированию сейчас высокое: помимо очных «Алгоритмики», Codabra и Coddy программированию можно учиться на онлайн-курсах на Geekbrains, «Нетологии», «Фоксфорде». На плотно занятое конкурентное поле Шедов смотрит довольно спокойно: многие компании, по его словам, делают фокус на образовательной платформе, полагаясь на современные технологии больше, чем на людей. Это дает возможность быстро масштабировать бизнес. «Но в XXI веке знания как таковые уже не являются ценностью, — поясняет Шедов. — Учитель стал проводником к получению знаний и мотиватором. Мы скомбинировали традиционно важную роль преподавателя и качественную технологическую платформу».
Обучение без конца
Когда-то мама той самой школьной учительницы Шедова уговаривала дочь стать учителем математики, мотивируя тем, что математику выучишь раз — и преподавай всю жизнь, а преподавателю информатики придется постоянно осваивать что-то новое. Она была абсолютно права, смеется основатель школы. Изменения в сфере ИT происходят очень быстро, и за несколько лет, которые ребенок проведет в школе (средний «срок жизни клиента» сейчас — четыре года, что, по мнению Шедова, очень хороший показатель для отрасли), рейтинг актуальных направлений в профессии может несколько раз смениться.
Поэтому каждый год здесь вводят что-то трендовое. В 2015 году появилась дисциплина «кибербезопасность», в 2016-м — «интернет вещей», в 2017-м — «машинное обучение» и «искусственный интеллект» (эти дисциплины в школе преподают в сотрудничестве с факультетом компьютерных наук ВШЭ), в 2018-м — «блокчейн» (совместно с технопарком МФТИ и ГК «Основа»). «Из курсов, которые мы запускали 18 лет назад, неизменной остается только математика», — констатирует Шедов.
Преподаватели переучиваются каждое лето, дорабатывают свои методики. «Сидишь в Оксфорде, например, на конференции по искусственному интеллекту и все время думаешь, как дать это ребенку, чтобы он заинтересовался и потом пошел в профессию. Или не заинтересовался: отрицательный результат тоже результат. Пусть он лучше в школе поймет, что это не его, чем на третьем курсе, когда отчисляться поздно, потому что армия», — комментирует глава школы.
В школе активно используют индивидуальные программы: за персонализированным обучением будущее, считает Шедов. Возраст школы позволил применить в этих целях машинное обучение. «За 18 лет работы мы набрали большое количество данных. И сейчас при поступлении мы анализируем цифровой след ребенка: как он писал тестовую программу, как решал математику, какие ошибки делал, — сопоставляем с предыдущими данными и предсказываем, где через три–пять лет у него могут возникнуть проблемы. Цели — выстроить и усилить его индивидуальную траекторию, посоветовать такие спецкурсы, которые разовьют недостающие навыки, чтобы проблемы не возникли», — поясняет Шедов.
По словам основателя школы, он не собирается использовать накопленные наработки лишь для собственных нужд. Например, Московская школа программистов — методический партнер «Яндекса» в проекте нового школьного курса информатики. «Бизнес, конечно, важен, но есть и вещи, ради которых его нуждами можно поступиться. Например, бывает, что в середине года родители перестают платить за ребенка и исчезают со связи. Мы таких детей не отчисляем: ничего не случится, если они в этой группе дозанимаются до конца года. Если история станет массовой, то наша бизнес-модель сломается, но пока мы можем себе это позволить», — утверждает Шедов.
Источник